Иерусалим

Москва

Нью-Йорк

Берлин




8 марта. Подлинная история 8 марта

Категория:  Очерки. Истории. Воспоминания




Шрифт:  Больше ∧  Меньше ∨
Выберите язык:



И рассказ о том, как миф о забастовке нью-йоркских швей 8 марта 1857 года зародился на страницах… L'Humanité.

Элен Феррарини (Hélène Ferrarini)
8 марта - это, разумеется, День женщин. Или Международный женский день. Или Международный день прав женщин. В это время всегда нужно быть готовыми к еще больше чем обычно сексистским ремаркам:  

- Подожди, я подержу дверь. Сегодня же Женский день!

- …???!!!

Это не говоря уже о правительственных обещаниях и целом ворохе самых разных требований, перемежающихся вопросами «а когда же мужской день?» и «а чьи тогда оставшиеся 364 дня?» Но почему все происходит 8 марта? А не, например, 22 июля? Декабрь, наверное, лучше не трогать, потому что от засилья штампов во время праздников и так уже идет кругом голова. Франсуаза Пик (Françoise Picq), социолог и эксперт по феминистским движениям, рассказывает нам о довольно туманных корнях этого праздника. 

Женский день зародился из «явно антифеминистского собрания», утверждает она. Дело в том, что в 1910 году феминизм по мнению многих был неразрывно связан с буржуазией. 

Когда на второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила создать Международный женский день, перед ней стояло сразу две задачи. Она стремилась сделать так, чтобы руководство социалистов подхватило требования женщин (право голоса, равная зарплата…), и в то же время хотела ослабить влияние буржуазных феминисток на женщин из рабочей среды.   

«Социалисткам было запрещено вести борьбу совместно с буржуазными феминистками, - объясняет Франсуаза Пик. - Традиция Международного женского дня была изначально выбором лишь одной группы, в рамках которого феминизм и социализм исключали друг друга». 

Вот как все начиналось…

Начало революции 1917 года

После принятия решения социалистические организации начали отмечать этот праздник в разные дни года в зависимости от страны. В Германии, Австрии и Дании демонстрации прошли 19 марта 1911 года. В России Женский день сначала отпраздновали 3 марта 1913 года, а затем 8 марта 1914 года. Выбор дат был совершенно произвольным, никакого официального решения тут так и не прозвучало.  

8 марта 1917 года в России вновь отметили Женский день. Бастующие рабочие и простые женщины вышли на улицы Петрограда. Толпа разрасталась, к ней присоединились мужчины… Таким было начало февральской революции, которая зародилась именно 8 марта из-за расхождений между грегорианским и юлианским календарями. 

В 1921 году Советский Союз официально утвердил 8 марта Женским днем в память о той женской демонстрации 1917 года, которая ни много ни мало положила начало революции в России.  
Постепенно этому примеру последовали страны Восточной Европы, Китай, Вьетнам и Куба. 8 марта стал коммунистическим праздником. 

Но потом, в 1955 году в прессе появилось объяснение корней этого дня 8 марта. 8 марта 1857 года началась забастовка работавших на текстильной фабрике в Нью-Йорке женщин. За всеми демонстрациями женщин в XIX и начале ХХ века неизменно следовали жесткие репрессии. Но никаких следов похожих событий 8 марта 1857 года не осталось. Кроме того, тот день пришелся на воскресенье, которое не слишком подходит для стачки… 

Миф о нью-йоркской забастовке 1857 года

Получается, американцы пытались перетянуть на себя Женский день, который до того момента был на 100% коммунистическим праздником? В условиях холодной войны такое объяснение может показаться весьма притягательным. Но миф о нью-йоркских рабочих появился на страницах L'Humanité, которая, насколько нам известно, не была продавшейся Америке газетой… Кроме того, материал вышел из-под пера таких убежденных коммунисток как Ивонн Дюмон (Yvonne Dumont), Клодин Шома (Claudine Chomat), Мадлен Колен (Madeleine Colin).   

Легенда об американском происхождении этого праздника существовала более 20 лет, и никто даже не пытался проверить ее историческую достоверность. Сцена действительно была прекрасной и героической: американские швеи выходят на демонстрацию посреди Нью-Йорка. Они скандируют лозунги о равенстве зарплат и сокращении рабочего времени. Их кулаки подняты вверх, а волосы развеваются на ветру. Все завершается появлением полиции и жестоким разгоном женской демонстрации. 

«Существовало несколько вариантов декораций (весеннее солнце или холодный зимний ветер) и действующих лиц (работницы текстильной фабрики или швеи), тогда как упор делался на борьбе с репрессиями, клятве собираться каждый год или ужасном несчастном случае на производстве, - рассказывает Франсуаза Пик. - Тем не менее, все сходились на месте и времени (8 марта 1857 года) и политическом смысле этого события». 

Во всяком случае, это куда сильнее будоражило воображение, чем какая-то непонятная конференция женщин-социалисток на фоне съезда Второго интернационала. 

Тем не менее, в 1977 году Франсуаза Пик с четырьмя коллегами решили пролить свет на происхождение 8 марта для феминистского журнала Histoires d'Elles. К тому моменту эта легенда о нью-йоркской забастовке прочно засела в сознании:

«Все газеты рассказывали одну и ту же историю, копировали друг друга». 

Тем не менее, результаты их работы заставили позеленеть от зависти любого уважающего себя историка:

«Добравшись до истоков, мы обнаружили, что там ничего нет! Ничего совершенно не складывалось». 

Не было никаких указаний на какие-либо происшествия на нью-йоркских улицах 8 марта 1857 года. 

Почему L'Humanité создала этот миф? 

Тогда ученые нашли первое упоминание об этом мифе в статье L'Humanité 1955 года. И задались вопросом: «Зачем нужно было в самый разгар холодной войны пытаться найти для Женского дня более давние и произвольные корни, чем решение женщин из партии? С чем связано это стремление отвязать Женский день от советской истории?» Действительно, зачем… 

В конечном итоге Франсуаза Пик пришла к выводу о существовании внутренней напряженности в коммунистическом движении, разногласий между Всеобщей конфедерацией труда (CGT) и Союзом французских женщин (UFF): «Мадлен Колен хотела вновь сделать 8 марта частью рабочей борьбы. А UFF превратил его в что-то вроде праздника матерей, как в СССР». На Востоке 8 марта едва ли можно было охарактеризовать как день борьбы.    

«Женщинам разрешали на два часа раньше уйти с работы, и они могли зайти в парикмахерскую», - рассказывает Франсуаза Пик.

Речь шла о том, чтобы «противопоставить борьбу трудящихся коммунистическому празднику женщин». Даже если для этого приходится привязать рабочую борьбу к Америке? 

«События, которые могли послужить основой для этого мифа, и окружавшие его появление противоречия до сих пор сокрыты завесой тайны, - признает Франсуаза Пик. - Тем не менее, нельзя не отметить скорость его распространения. Все выглядит так, словно он стал ответом на некое несформулированное ожидание». 

С распространением мифа Женский день стал международным. Американские феминистки оценили его предполагаемые нью-йоркские корни и привезли праздник в США. В 1970-х годах его взяли на вооружение все феминистские движения. 

В 1977 году ООН выступила с инициативой посвятить день правам женщин и миру во всем мире. 

В 1982 году министр по правам женщин Иветт Руди (Yvette Roudy) официально ввела Женский день во Франции. 

«Мы хотели объяснить Иветт Руди, что все это - неподтвержденный миф, - вспоминает Франсуаза Пик. - Тем не менее, эта легенда прекрасно подходила министру: она прославляла борьбу женщин в классовой борьбе». 

Миф о 8 марта 1857 года постепенно забыли, хотя у него и осталось несколько очагов сопротивления, например, в той же L'Humanité. «Эту дату уже давно заездили в прессе, но она все равно позволяет отследить развитие ключевых вопросов в тот или иной момент», - делает вывод Франсуаза Пик, подчеркивая важность такого праздника для борьбы за права женщин.



Источник
Автор: Элен Феррарини
Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.


Приглашаем на наш Телеграм-канал.

100%
голосов: 9


РЕКОМЕНДУЕМ:

ТЕГИ:
очерки

ID материала: 13476 | Категория: Очерки. Истории. Воспоминания | Просмотров: 3759 | Рейтинг: 5.0/9


Всего комментариев: 5
avatar
1
С Днем мужского лицемерия!
===========================
Как много поздравлений слышно разных,
Но я другого слова не найду:
8 марта должен этот праздник
Быть 365 раз в году.

У нас культурных мужиков немало,
По джентельменски все себя ведут.
И женщин не ругают,то что шпалу
Они совсем неправильно несут.

Один раз в год мы женщин поздравляем,
А многих даже носим на руках.
И лицемерим,будто и не знаем,
Что завтра мы забудем о стихах.

8 марта мы цветы им дарим,
И даже нежно ягодкой зовем.
А вот девятого компот из них мы варим
И больше сладких песен не поем.

Давайте парни,бросим лицемерить,
Она ведь плоть из нашего ребра.
Наверное пора уже поверить,
Она Богиня счастья и добра!
Ю.К.2.03.2010г.
avatar
2
Время объединяться!

Существует утверждение* (хотя оно не дотягивает даже до гипотезы), что Международный Женский День 8 марта «придумала» Клара Цеткин и приурочила его к празднованию еврейского праздника Пурим. А праздник этот, якобы, связан с гибелью множества невинных людей две с половиной тысячи лет тому назад, а потому безбожно веселиться в этот день, пить и дарить женщинам цветы (?)

Евреи отмечают праздник Пурим (жребий) в память о спасении от полного истребления, которое им уготовил царский сановник Аман во времена царя Ахашвероша, правившего громадной Персидской империей. По наущению Амана царём был издан указ, по которому все евреи должны были быть уничтожены. По счастью, жена царя, еврейка Эстер, убедила мужа издать дополнительный указ, разрешающий евреям защищать свою жизнь. Уважаемые богословы, интерпретируя события тех давних дней, подгоняют их под свои цели, подводят-таки «марксистский базис под жакетку...». Но оставим в покое их самих, их знания и совесть, и пусть их судит Бог, который един...

Теперь несколько слов о Кларе Цеткин. О её якобы «еврейском происхождении».
Не буду подробно развивать мысль о том, что просвещённое еврейство Германии начала 20 столетия практически ассимилировалось, стало интегральной частью общества и не воспитывало своих детей в духе соблюдения национальных и религиозных традиций. Гитлер напомнил им об их «неполноценности».
Почему я об этом упомянул? Согласно утверждению богословов и большинства русскоязычных источников (почти всегда политизированных), Клара Цеткин была еврейкой. Согласно обсуждаемой доктрине, именно поэтому она и совершила «диверсию», подменив один праздник другим. Если подумать, так можно найти положительный аспект подобной подмены, но подмены как раз и не было. Более того, Клара Эйсснер (Цеткин – это фамилия любовника и отца её двоих детей) никогда не была еврейкой! Немка до основания рода, унаследовавшая от деда по матери – любимого адъютанта Наполеона, толику французской крови, она родилась в саксонской деревне, где её отец, лютеранин по вероисповеданию, преподавал в школе литературу и Закон Божий. Он играл на органе в местной кирхе, чему учил и свою дочь.
Когда на склоне лет Клара Цеткин приехала на родину, в местечко Видерау недалеко от Лейпцига, она попросила открыть ей кирху, в которой девочкой она играла с отцом на органе. Более часа просидела там Клара Цеткин, отдаваясь нахлынувшим детским воспоминаниям.

Ни в одном документе, изданном на английском языке, я не встретил ни малейшего намёка на еврейское происхождение Клары Цеткин. Если Роза Люксембург в действительности была еврейкой, то первое, что встречаешь в документах, где присутствует её имя, это её национальная идентификация.

Итак, Клара Цеткин – выдающийся политический деятель, непримиримый борец с фашизмом, многолетний депутат Рейхстага вплоть до прихода к власти фашистов, предложила установить Международный женский день - день борьбы за права женщин. Произошло это событие во вторник восьмого марта 1910 г. на 2-ой Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене.** В 1911 г. по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Грюнберг (тоже немки) Женский День отметили в воскресенье 19 марта, а год спустя – в воскресенье12 мая. (!) Наконец, в 1914 г. прогрессивная часть лучшей половины человечества отмечала свой праздник в воскресенье 8 марта, и чья это была идея – остановиться именно на этом дне, сегодня доподлинно никому не известно.
В те же годы праздник Пурим отмечался в следующие дни марта: 14 число в 1911 году, 3 число в 1912, 23 число в 1913 году, 12 число в 1914. Похоже, никто не занимался подгонкой или подменой одного другим....
avatar
3
Но дело не в этом. Еврейский Пурим уже два с половиной тысячелетия отмечают в день 14-го и 15-го адара по еврейскому календарю, который, как известно, является лунно-солнечным (и самым сложным из существующих). Иначе говоря, он основывается не на цикле определённой повторяющейся последовательности годов, а на специальных вычислениях. Только добавление тринадцатого месяца в году происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла, во всех остальных изменениях никакой периодичности не наблюдается. Более того, Европа уже ни первый век жила по Григорианскому календарю, который лишь в 1918 году (естественно, К.Ц. не могла об этом знать наперёд) декретом Совнаркома был введён в России и согласно которому после 31 января следовало 14 февраля. Так о каких кознях «злоумышленницы» Клары Цеткин может идти речь?

В году лишь 365 дней, и за многотысячелетнюю историю человечества каждый из этих дней столько же раз повторился, и в каждый из них что-то ужасное в какой-либо части света произошло. Так что же, отменить все праздники, включая религиозные, и больше их не назначать? В Великой Отечественной войне погибли десятки миллионов людей. И всё же этот «со слезами на глазах» праздник избавления от нацизма не вызывает духа протеста. Люди поздравляют друг друга, произносят тосты, вспоминают своих героев.

Как видно из вышеприведённого анализа, утверждение обо всех «ужастях» празднования 8 марта распадаются, словно карточный домик. Становится очевидным манипулирование фактами истории в каких-то корыстных целях.
В споре, к сожалению, не рождается истина – в споре рождаются враги, а как раз этого нельзя допустить...

То, в чём мы уверены в течение многих лет, переходит в наше подсознание, и как болезнь не лечится в хронической стадии, так никакие доводы не в состоянии «вылечить» от любой, даже заведомо предвзятой и опасной концепции. Подсознание пользуется уже готовыми, опробованными и отработанными шаблонами реагирования. Мыслящие индивиды должны самостоятельно пройти путь исследования вопроса на сознательном уровне, ведь только сознание заставляет нас выйти за пределы уже освоенной зоны и исследовать новое. Это непривычно, дискомфортно. Именно сознание может оперировать формальной логикой, математическими выкладками, системным анализом.
avatar
4
Сегодня, когда мир стоит перед угрозой агрессивно надвигающегося на него исламского экстремизма, когда спасение нужно искать в христиано-иудейском единении, когда христианские лидеры всего мира возвращаются к своим истокам и протягивают руку дружбы Израилю, я не понимаю и не принимаю позицию некоторых российских богословов. К чему ведёт политика отчуждения и противостояния с еврейством должно быть ясно из всей многовековой Истории.
Эрик Хоффнер – американский (не еврей) философ, награждённый Президентской Медалью Свободы, в 1968 году (немногое изменилось за сорок лет!) написал статью, которая начиналась так: «Евреи – специфический народ: то, что разрешено другим нациям, запрещено евреям». Закончил он эту статью следующими словами: «У меня есть предчувствие (английское слово, также переводимое как «предупреждение»), которое не покидает меня, - то, что случится с Израилем, случится со всеми нами. Если Израиль погибнет, холокост станет будущим всех нас».

P.S.
Здесь, в Америке, я присутствовал на многолюдных собраниях христианских организаций (“Eagles’ Wings”), в течение многих лет собирающих средства для программ изучения молодёжью истинных христиано-иудейских ценностей, У меня наворачивались слёзы на глаза, когда я слышал слова христианских лидеров, клянущихся поддерживать борьбу Израиля, принимающего на себя первый удар грозного и беспощадного врага.

Я уверен, что высокообразованные люди, каковыми являются служители церкви, читают по-английски, а потому цитирую: «Eagles' Wings seeks in its efforts to raise awareness within the Global Christian Community of the Biblical Covenants of God with the Jewish people and the Land of Israel. Through regional conferences and Watchmen Training Seminars, Eagles' Wings trains and equips the Christian Church in an understanding of the Jewish roots of the Christian faith, God's promises to Israel, and the great debt that we Christians owe to the Jewish people».

Вместо того, чтобы обсуждать и осуждать традицию «кушанья» евреями треугольной выпечки «ушей Амана», лучше бы отказаться от казуистики и вспомнить о сегодняшних актах нападений на школы и отрезании ножом голов с трансляцией по телевизору, о взрывах зданий, ресторанов и автобусов с детьми. Это – сегодняшний день… Больше бы пользы для человечества...

* Профессор богословия отец Андрей Кураев
** История 8 марта...
"Действительно, все началось в начале весны 1857 года.., но самое жгучее, что начало женскому празднику, положили не текстильщицы, а «труженицы» главной древнейшей профессии. В этот день проститутки Нью-Йорка прошли «маршем бессмысленных кастрюль» по Манхэттену, они требовали выдать зарплату матросам, которые им изрядно задолжали. Демонстрацию разогнали, тем не менее, шума она наделала изрядно. Это событие даже стали называть Женским днем.
Прошло более 50 лет, и в последнее воскресенье февраля уже 1908 года проститутки вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация эта, как можно догадаться, была приурочена к тому самому Женскому дню. В 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками. Также в 1894 году парижские шлюхи устроили демонстрацию с требованием признать их права, учредить профсоюзы и т. п. Демонстрация была разогнана полицией. В 1910 году уже великодушные германские революционерки Роза Люксембург и Kлара Цеткин 8-го марта выводят на улицы немецких городов местных проституток с требованием прекратить произвол со стороны полиции и позволить им создать частный профсоюз, уравняв их тем самым с остальными профессиями. И добились своего!
И лишь позднее, в советской истории – демонстрацию проституток заменили на демонстрацию "трудящихся женщин".


Кирилл Султанов (профессор богословия) ...Вы тоже ни сном, ни духом не поддерживаете дни 8 марта и 23 февраля как праздники, имеющие основания к празднованию. Вас возмутила лишь привязка их к иудео-еврейской традиции. Ну, тут и я согласен, что гораздо лучше нам обращать внимание на объединяющие нас ценности. Но не к тому ли ведёт и стремление о.Андрея Кураева деканонизировать в сознании обывателя праздники атеистов-большевиков, которые никогда не станут истинными христиано-иудейскими ценностями, и ликвидировать само это поле конфликта?
В этом смысле могу признать остроумным, но едва ли для себя разумным, Ваше предложение повернуть вектор нашей природной злобности от христиано-иудейской духовной конфронтации на более насущную (по Вашему мнению) христиано-мусульманскую, живо воскресающую идею и самый дух крестовых походов. Не знаю, право, какая выйдет польза для человечества в том, что здесь, в Средней Азии, из-за этого заварится наше истребление – моей семьи, моих братьев да и просто русскоязычных, коих здесь не меньше, кстати, чем населения в Израиле, – и возникнет пара ещё Афганистан.
avatar
5
А.Б. В свою очередь приношу свои извинения за неадекватность моих представлений Вашим знаниям и личному опыту.
Меня не столько тронула эмоциональная вовлеченность всех участников диспута, сколько Ваш, очень настораживающий в плане личной опасности ответ. Мне не хотелось бы перетирать в пальцах малозначащие детали нашей полемики. В то же время я сдерживаю себя в желании задать Вам, человеку крайне и разносторонне образованному, множество вопросов, так как не только понимаю их болезненную суть, но и сомневаюсь в том, что ответ будет свободен от реалий Вашего бытия.
Поэтому сразу оговорюсь: я не жду ответов на свои «заблуждения» и буду, грешный, продолжать с ними сосуществовать до тех счастливых пор, пока дальнейший ход событий не убедит меня в обратном.

Большинство межнациональных и межрелигиозных конфликтов в Истории своим началом имело своего «Певца» – духовного или политического лидера. Люди различных конфессий прекрасно соседствовали веками, но если конфликты возникают, «значит это кому-то ведь нужно». Кто-то нас разделяет, чтобы властвовать?! «Малозначительное» экспансивное меньшинство, беременное какой-либо антагонистичной идеей и вскормленное индифферентностью, инертностью своего же большинства, в принципе мирного, производит на свет уродливые, зловещие общественные формации с неизменно сопутствующими им миллионами жертв.

В своих умозаключениях я апеллирую к христиано-иудейским добродетелям, Вы – к христиано-мусульманским. Похоже, христианство является связующим звеном в создании благоприятного «климата» на, ставшей вдруг такой маленькой, планете. В таковом случае, Вам и о.Андрею Кураеву, как его (христианства) верным служителям, предстоит большая работа. С Богом!

Желаю Вам и Вашей семье успехов, процветания и мирного служения Богу.


Мы уважаем Ваше мнение, но оставляем за собой право не публиковать Ваш комментарий.
avatar
Подписка



Поиск


Архивы
Архив 2011-2024
Архив рассылки

Мы в Фейсбук


Нажмите "Нравится", чтобы следить за новыми материалами.

www.NewRezume.org © 2011-2024
Администратор
a1@newrezume.org
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Сайт содержит материалы (18+)
Правообладателям | Политика конфидециальности | Вход