Крупнейшая выставка, организованная в рамках международного проекта в честь 500-летия со дня смерти художника,была торжественно открыта 31 мая в Музее Прадо. Кульминация«года Босха» и событие,достойное королей! Поклонникам искусства предоставлен уникальный шанс увидеть такое количество знаковых работ самого загадочного художника XV века.
На выставке представлены 24 оригинальные работы Босха,из них восемь работ хранятся в Испании,остальные прибыли из музейных коллекций Лиссабона,Лондона,Берлина,Нью-Йорка,Вены,Венеции,Парижа,Роттердама,Филадельфии и Вашингтона.
С именем Босха бок о бок всегда идут сенсации,нынешняя выставка — не исключение. В фокусе новости — актуальнейший вопрос атрибуции работ,вокруг которого бушуют нешуточные споры между испанскими и голландскими экспертами — настоящие босховские страсти!
На знаменательном событии присутствовали королевская чета Испании — Филипп VI с супругой Летисией и принцесса Беатрикс — мать короля Нидерландов,отрекшаяся от престола в пользу сына Виллема-Александра в 2013 году.
Фото: facebook.com/Hieronymus.Bosch.Movie/photos
Фото: Agencia EFE/J. J. Guillén
Яркой коллекцией произведений Босха Музей Прадо обязан страсти другого испанского монарха — Филиппа ІІ, собравшего богатейшую коллекцию великого Иеронима. Унаследовав королевское собрание,Прадо,таким образом,владеет шестью работами Босха,среди них триптихи«Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов» и «Воз сена». Из других собраний в Испании на выставке представлена работа«Несение креста» из Эскориала и «Святой Иоанн Креститель» из коллекции Хосе Ласаро.
На выставке в Прадо представлены работы,которые не удалось заполучить музею Хертогенбоса на их выставке, которая закончилась три недели назад. Это триптих Святого Антония из Лиссабона,«Христос» из Лондонской галереи и «Несение креста» из Эскориала.
При подготовке к празднованию юбилейного года Босха между испанскими и нидерландскими экспертами сложилось острое соперничество. Эксперты Музея Северного Брабанта из родного города художника Хертогенбоса поставили под сомнение четыре работы Босха из коллекции музея Прадо.
Команда в Брабанте насчитывает 24 оригинальных работ Босха,из которых на их выставке было представлено 17,а мадридцы настаивают на 27 оригинальных работах и представляют на своей выставке 24 произведения.
Противостояние этих двух музеев обострилось при отборе работ для двух крупнейших выставок международного проекта«Босх 500». Музей Северного Брабанта просил у мадридского Прадо работу«Извлечение камня глупости» на свою выставку. При этом в договоре указали на автора этой работы как последователя Босха,относя ее к 1500−1520 годам. Мадрид отказал: «Это недопустимо — брать у нас работу,значащуюся как работа Босха и выставлять ее как последователя», — заявили кураторы. Сейчас на выставке в Прадо эта работа представлена как работа великого Иеронима,написанная в 1501—1505 гг.
Голландские ученые отвергают также«Искушение Святого Антония» из коллекции Прадо,датируя работу 1530−1540 гг., через несколько десятилетий после смерти автора. Эксперты Прадо,однако,настаивают на авторстве Босха на основании инфракрасного изображения. Третья работа,отвергаемая голландцами,всем известные«Семь смертных грехов».
Внимание!Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.