Иерусалим

Москва

Нью-Йорк

Берлин




Окуджава Такого Окуджаву я не знал!!!

Категория:  Общественно-политическая жизнь в мире




Шрифт:  Больше ∧  Меньше ∨
Выберите язык:



Из Окуджавы:
 
 Я живу в ожидании краха,
 
унижений и новых утрат.
 
Я, рождённый в империи страха,
 
даже празднествам светлым не рад.
 
 
 
Всё кончается на полуслове
 
раз, наверное, сорок на дню...
 
Я, рождённый в империи крови,
 
и своей-то уже не ценю.
 
*** 
 
Вы говорите про Ливан...
 
Да что уж тот Ливан, ей-богу!
 
Не дал бы Бог, чтобы Иван
 
на танке проложил дорогу.
 
Когда на танке он придёт,
 
кто знает, что ему приспичит,
 
куда он дула наведёт
 
и словно сдуру, что накличет...
 
 
 
Когда бы странником – пустяк,
 
что за вопрос – когда б с любовью,
 
пусть за деньгой – уж лучше так,
 
а не с будёнными и с кровью.
 
Тем более, что в сих местах
 
с глухих столетий и поныне –
 
и мирный пламень на крестах,
 
и звон малиновый в пустыне.
 
Тем более, что на Святой
 
Земле всегда пребудут с нами
 
и Мандельштам, и Лев Толстой,
 
и Александр Сергеич сами.
 
 
 
Я и раньше знал, что общество наше деградировало, но что до такой степени – не предполагал. Есть отдельные достойные сохранившиеся люди, но что они на громадную толпу?.. Не хочется ни торопиться, ни участвовать в различных процессах, происходящих в обществе. Хочется тихо, молча, смакуя, не озираясь, не надеясь, не рассчитывая...
 
Это – из его письма осени 1989 года.
 
 
 
Стихотворение, первая строфа которого появилась в «Вечерней Москве» 4 февраля 1991 года:
 
 
 
Ребята, нас вновь обманули,
 
опять не туда завели.
 
Мы только всей грудью вздохнули,
 
да выдохнуть вновь не смогли.
 
 
 
Мы только всей грудью вздохнули
 
и по сердцу выбрали путь,
 
и спины едва разогнули,
 
да надо их снова согнуть.
 
 
 
Ребята, нас предали снова,
 
и дело как будто к зиме,
 
и правды короткое слово
 
летает, как голубь во тьме.
 
 
 
– Булат Шалвович, что кажется Вам самой страшной бедой нашей страны? – спросил у поэта в 1992 году журнал «Столица». Ответил он так:
 
– То, что мы строили противоестественное, противоречащее всем законам природы и истории общество и сами того не понимали. Более того, до сих пор по-настоящему степень этой беды мы не осознали... Мы по-прежнему не умеем уважать человеческую личность, не умеем видеть в ней высшую ценность жизни, и пока всё это не будет у нас в крови, ничего не изменится, психология большевизма будет и дальше губить нас и наших детей. К сожалению, она слишком сильна и разрушительна, и необыкновенно  живуча...
 
 
 
Нашему дикому обществу нужен тиран во главе?
 
Чем соблазнить обывателя? Тайна в его голове,
 
в этом сосуде, в извилинах, в недрах его вещества.
 
Скрыт за улыбкой умильною злобный портрет большинства...
 
***
 
Хрипят призывом к схватке глотки,
 
могилам братским нет числа,
 
и вздёрнутые подбородки,
 
и меч в руке, и жажда зла.
 
 
 
Победных лозунгов круженье,
 
самодовольством застлан свет...
 
А может, надобно крушенье
 
чтоб не стошнило от побед?
 
 
 
Нам нужен шок, простой и верный,
 
удар по темечку лихой.
 
Иначе – запах ада скверный
 
плывёт над нашей головой.
 
 
 
23 июня 1995 года, стоя перед микрофоном на парижской сцене, Окуджава отвечал на вопрос, как он относится к войне в Чечне. Поэт назвал её страшным явлением, 
 
 
 
…которое будет  помниться много, много десятилетий, если не столетий... Этот маленький народ, в котором нет даже миллиона,– допустим, он даже очень-очень самовлюблённый и очень сложный,– всё-таки надо считаться с национальной психологией… Тем более – такого маленького народа (Аплодисменты). А его в  прошлом веке в течение 50 лет уничтожали… В этом веке в 44-м году выслали весь народ на гибель. И сейчас опять уничтожают. Ну, что такое? Неужели российская власть не может самоутвердиться другим способом? Неужели для этого нужно убивать своих же сограждан?
 
 
 
Меня удручают размеры страны проживания.
 
Я с детства, представьте, гордился отчизной такой.
 
Не знаю, как вам, но теперь мне милей и желаннее
 
мой дом, мои книги, и мир, и любовь, и покой.
 
*** 
 
Мне русские милы из давней прозы
 
и в пушкинских стихах.
 
Мне по сердцу их лень, и смех, и слёзы,
 
и горечь на устах.
 
 
 
Мне по сердцу их вера и терпенье,
 
неверие и раж...
 
Кто знал, что будет страшным пробужденье
 
и за окном – пейзаж?
 
 
 
Что ж, век иной. Развенчаны все мифы.
 
Повержены умы.
 
Куда ни посмотреть – всё скифы, скифы, скифы.
 
Их тьмы, и тьмы, и тьмы.
 
 
 
 
 
«Мы больны, у нас дикое, больное общество. Оно живёт ещё старыми стереотипами, старой структурой. Оно не может жить энергично, по-новому. Оно учится этому, привыкает. С болью, с кровью, с ужасом. (На концерте в Киеве, 1990.)
 
Мы семьдесят лет деградировали, дичали. Знаете, есть замечательный пример из Библии. Когда Моисей уводил евреев из египетского плена, он вёл их сорок лет вместо пяти дней, чтобы вымерло поколение, которое было рабами, и чтобы появились люди, свободные от чувства рабства. А мы – не просто рабы, которые страдают от тягот, мы – профессиональные рабы, которые гордятся своим рабством... (Из интервью в Донецке, февраль 1991.)
 
 
 
Нет, не от гриппа или умопомрачения,
 
не на фронте, не от пули палача –
 
как обидно умереть от огорчения,
 
раньше времени растаять, как свеча...
 
 
 
Ничего, что поздняя поверка.
 
Всё, что заработал, то твоё.
 
Жалко лишь, что родина померкла,
 
что бы там ни пели про неё.
 
 
 
Дойдя до края озверения,
 
в минутной вспышке озарения,
 
последний шанс у населения –
 
спастись путём переселения. 



Переслал: iosef iosefsh
Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.


Приглашаем на наш Телеграм-канал.

98%
голосов: 269


РЕКОМЕНДУЕМ:

ТЕГИ:
стихи, очерки, политика, Окуджава

ID материала: 12915 | Категория: Общественно-политическая жизнь в мире | Просмотров: 89798 | Рейтинг: 4.9/269


Всего комментариев: 46
avatar
1
Я уже 3 раза писала комментарии на эту тему,но их не опубликовали! Не знаю,где Я.Белявский выкопал эти высказывания Окуджавы,только это маловероятно! Он не мог быть двуличным!Мы пели его песни,воспитывались на его стихах.Конечно,он в конце жизни был одинок и депрессивен,но всё равно не мог такое говорить: он очень порядочный человек! Что же касается Чечни: вспомните Лермонтова или Колыбельную..."злой чеченец точит свой кинжал".Кавказ воевал: мой дед погиб на Кавказе.С тех пор многое изменилось и Чеченская республика - теперь Россия.Зачем чернить доброе имя Окуджавы? Давайте будем помнить Окуджаву таким,как он был! Светлая ему память!
avatar
11
Он и не был двуличным, это вы просто плохо знаете его мировоззрение. От самых ранних его песен, времен хрущевской "оттепели" веяло критическим отношением к советскому строю, и ненавистью - к усатому тирану. "Когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди", "А если что не так - не наше дело, как говорится, Родина велела", "Он в усы усмешку прячет, темнота ему, как щит. Все коты поют и плачут, только черный кот молчит". Это был редкий голос в стране наивных дураков и партийных подлецов. Собственно, РФ и сейчас такая же.
avatar
13
"Что же касается Чечни: вспомните Лермонтова или Колыбельную..."злой чеченец точит свой кинжал".Кавказ воевал: мой дед погиб на Кавказе.С тех пор многое изменилось и Чеченская республика - теперь Россия" Чечня- это совсем не Россия.А Лермонтова вы совсем не знаете. Это не его слова про злого чечена, это народное русское творчество, которое он вставил в свое произведение. В реальности Лермонтов восхищался Кавказом и злым чеченом, а Россию называл "страной рабов, страной господ!" Погиб ваш дед за дело на Кавказе, нечего было колониальную политику вести, захватывать чужие земли и убивать людей! Толстого читайте, он такде как и Окуджава ненавидел рабскую империю
avatar
15
Чеченская республика - часть России? Только вот федеральные законы на территории этой замечательной "части России" че-то не работают совсем. А права человека, которые и в самой России не ахти как соблюдаются, в Кадырстане вообще отсутствуют.
avatar
17
Лермонтов восхищался чеченцами и ненавидел империю "страну рабов, страну господ" Так что про "злой чечен" - вырван из контекста художественного произведения,сообщающий только о страхе перед чеченцами имперскими завоевателями, так что не хорошим делом занимался ваш дедушка, поделом ему.https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1561542077500272&id=100009334849827&pnref=story
avatar
24
Человек толпы...
avatar
33
А вы читали "Казаки" Л.Н. Толстого? Там есть такой эпизод. Казак, который долго жил среди кавказцев, с горечью говорил, что вот, плывет зыбка по реке, это значит, пьяные казаки решили порезвиться, напали на чеченский аул, мужиков истребили, женщин изнасиловали, а детей выкинули в речку. Вы учили историю в школе, в которой было написано, что поход Ермака в Сибирь был чуть ли не "освобождением для сибирских народов". А от чего их освобождали, неизвестно. А это был такой же завоевательный поход, как походы крестоносцев, якобы, за Гробом Господним, причём с позволения Папы Римского (!?), а на смом деле для того, чтобы грабить богатейшие ближневосточные города! Ваш детский лепет в осмыслении исторических событий просто поражает. Колонизация Россией инородцев происходила не менее жестоко, чем колонизация индейцев испанскими конкистадорами. Только о колонизации индейцев писали окрыто и называли вещи своими именами. А про колонизацию Российской империей всех народов, вошедших после революции в состав СССР, умалчивали, говорили, что это были просто походы за географическими открытиями. Для чего? Для того, чтобы не было негативного отношения к "старшему брату".
avatar
37
В этой статье не очернение Окуджавы, а, наоборот, слова его мужественной гражданской позиции. Он видел глубже и дальше, чем большинство россиян.
avatar
44
Правильно, дед Олег! Именно дальше!
avatar
2
Окуджава!
avatar
3
Отличный и искренний поэт Окуджава был слабым политиком. Его высказывания искренни, но куда отнести его одобрение расстрела Ельцина парламента? И почему он молчал при дерибане, приближенной к Ельцину сворой, всего народного хозяйства Сов.Союза? Будем помнить о нем хорошее, но не идеализировать, как человека.
avatar
36
Я тоже одобряю расстрел "парламента", в котором окопались две сотни фашистов РНЕ и стали стрелять в народ и солдат. Я все это видел своими глазами.
avatar
4
Думаю что нельзя приписыватьвысказывания ушедщего очень уважаемого в России поэтаёНаврядли такой человек как Окуджаватак мог так думать
avatar
7
О,как не хочется рабам, поверить, что Он был свободен))Масса песен и стихов Булата осуждают совок. Его песня "Возьмемся за руки друзья", это гимн инакомыслия. А интервью, всегда можно проверить в библиотеках. Но рабы продолжат любить Египет, плакать о Египте, сочинять сказки и воспевать фантазии о прошлом. Не было ГУЛАГа, Соловков, троек, искусственного голода, карточек и очередей. Был рай. Чтож, милости просим в ад))Он вас ждет, раз нет покаяния.
avatar
5
Комментарий к комментариям: как же мы не хотим знать "неудобное". Не от этого ли нежелания все наши беды?
avatar
30
Вы несколько перепутали: не "неудобное", а необъективное!
avatar
6
К сожалению, мое личное знакомство с Булатом Шавловичем ограничивается единственным обедом в ЦДЛ в 1990 году (мы с моей мамой случайно встретили его там, и они очень обрадовались свиданию после многолетнего перерыва). Тот разговор позволяет мне свидетельствовать: судьба страны и народа ("политика", как тут говорят) были у него тогда в центре внимания, и собранные Яковым Белявским (спасибо ему за эту подборку) отрывки точно соответствуют его оценкам.
Давайте помнить Окуджаву таким, каким он был: мудрым, честным, прозорливым, могучим и очень уязвимым (вообще говоря, таковы все великие поэты).
А "сильные политики" - они же просто за власть дерутся.
avatar
8
Стиль поэтической речи Окуджавы узнаваем. Но талантливые стилизаторы тоже есть (тем более - по долгу службы). Не верю я этой публикации.Тем более, что пошёл поток компрометирующих публикаций о шолохове, о пырьеве...
avatar
29
Как приятно иметь на странице этого журнала иметь единомышленника!
avatar
35
Вы просто не знаете Окуджаву и не чувствуете его. Это именно он, его мысли.
avatar
9
Во все времена жизни на Земле биологические люди были и будут вести себя как и сейчас, только иногда активный правитель может временно насадить свой порядок.
Жизнь на Земле дана человеку Создателем для приобретения опыта в таком хаосе жизни и утверждения характера.
Единственное за некоторые поступки Создатель наказывает и таких людей 90%.
avatar
10
Приятно, что моя мама, Басилашвили Леонора в последние годы войны выступала с Булатом с концертами в Тбилиси в госпитале перед раненными бойцами. Она рассказывала, что Булат уже в те годы был неординарной личностью
avatar
12
Окуджаве не надо было быть политиком,чтобы оценить всю мерзость 70-летнего истребления всего человеческого из нашего общества.Он был Поэт,а поэты,настоящие поэты всегда чувствуют намного сильнее фальшь,уродство,ложь,ненавидят рабство,особенно духовное.Но вам "профессиональным рабам"это не нужно.Вы преклоняетесь никчемной личности,ведущей вас всех в ад,и негодуете,если кто-либо,пусть даже и не живущий ,к сожалению,сейчас поэт ,раскрывает вам глаза на ваше рабство.Победных лозунгов круженье,

самодовольством застлан свет...

А может, надобно крушенье

чтоб не стошнило от побед?



Нам нужен шок, простой и верный,

удар по темечку лихой.

Иначе – запах ада скверный

плывёт над нашей головой.
avatar
14
Поэт видел гораздо дальше нас.в 91 были еще полны оптимизма, у него оптимизма не было. Он уже ощущал, что дикость России - это надолго и это опасно. А нам она казалась случайностью. Из нвнешних дней видно, насколько он был прав.
avatar
16
http://www.bokudjava.ru/A_32.html

Тут все есть кто не верит , что он такое писал ...
avatar
18
и там рабы и тут рабы
и всюду скифы скифы.
как так случилось, что за тыщи лет
рабов из скифов даже время
выжать не смогло?
не говоря уже и ,
собственно, о скифах...
avatar
23
Потому что мы рабы божии по религии, а это в крови! Согласна с Булатом Шаловичем на все 100!
avatar
19
Материал взят из статьи Владимира Фрумкина "К 90-летию со дня рождения Булата Окуджавы" опубликованой в журнале "Семь искусств" 4/2014. И да, именно таким Булат Шаловичь мне всегда и представлялся - совесть эпохи.
avatar
20
Искренная боль порядочного человека... Другим он и не мог быть.
avatar
21
Чечня- это совсем не Россия(с)
А индейские территории это тоже совсем не США??
avatar
22
Все верно человек говорил.Не идилия же царила в стране.
avatar
25
Такое впечатление, что в комментариях участвуют почти все нерусские и больше того - враги России! Иначе хаять свою Родину - это всё равно, что хаять свою мать, которая вскормила и вывела в люди. Здесь один умник даже написал, что если мысли других не совпадают с его, значит это человек толпы.В таком случае - он человек тайги,дремучий и невоспитанный. К сожалению это высказывание у меня на телефоне, а здесь почему-то нет этого участника. Мне жаль, что я своим искренним комментарием вызвала столько негатива к русским людям и к России.Я имею своё собственное мнение и люблю Россию, которая дала мне образование, работу, здесь мой дом и я также люблю Украину, где родилась и от всей души хочу, чтобы русский и украинский народ жили мирно, как это было раньше и с любовью и уважением относились друг к другу.Честь имею,господа!
avatar
41
так спросите своего пупки - почему он этого не хочет!
avatar
26
Ну, раз пошла такая пьянка, то вот та моя статья в двух вариантах: слегка сокращенная (в "Московской правде") и в полном виде (в журнале "7 искусств"):
http://mospravda.ru/culture_spectacles/article/k_90letiu_bylata_okydjavi_velikii_bard_v_epohy_peremen/?sphrase_id=53517

http://7iskusstv.com/2014/Nomer5/Frumkin1.php
avatar
27
Окуджаву, каким он был большинство из нас не знают и сейчас. Он о своих величайших делах не говорил, и только единицы о них знали. С риском стать невыездным, вывозил самиздат и ввозил тамиздат из Франции. А уж скольким людям они с женой помогли - это тысячи людей. Просто он считал это обычным, само собой для порядочного человека делом. Его биография еще не написана. Таких безупречных людей было ох как мало.
avatar
28
"Как ныне сбирается Вещий Олег ОТМСТИТЬ неразумным хазарам. Их села и нивы за буйный НАБЕГ обрёк он мечами пожарам".
avatar
31
Россия- это 2% населения всего мира при 40 % добычи нефти и других ископаемых. Если у Вас нет доли от добытого- значит вы -раб империи, а если есть вы -кровопийца, прикрывающийся патриотизмом! Другой Россия нет! О патриотизме при таком раскладе могут только говорить рабы или кровопийцы!
avatar
42
БРАВО !!!
avatar
32
Эта публикация - ответ тем, кто не ценит Окуджаву.
Он был со своей гитарой проводником Света - и не меньше.
И патриот он был - с умением интеллигентски это выразить...
И то, что за ним пошла плеяда бардов, означает главное - он вдохновил многих на настоящее гражданское искусство...
Это немало, поверьте мне!

Г.Ш. 05 04 2016.
avatar
34
Согласен с Булатом. Всей России нужно именно сильнейшее крушение! Это психологически верно. Большинство взрослых людей начинают развиваться только вынужденно, когда происходят сильнейшие удары судьбы. Это - один из законов развития личности. Это крушение произойдет, но пока мне неизвестно, в какой форме.
avatar
38
Спасибо!
avatar
39
«Заезжему музыканту»

Камеры смотрят на сцену.
портрет Окуджавы.
Добрые, мудрые, грустные
Смотрят на нас глаза.

А в зале, слегка освещенном,
Зритель сидит смущенный
И не стесняется зритель,
Что по щеке слеза.
Мелодия не затейлива,
Лечь под гитару охочая.
Песня, как с неба сошедшая,
На душу кладет слова.

И подпевает тихонько
Зритель знакомым строчкам.
И открываются лица,
И оживают глаза.

Камеры смотрят на сцену,
И приближаются пальцы,
Что трогают тонкие струны
Гитары и наших сердец.

И повторяют губы
Молитву, что нам оставил,
Как сердца частицу, каждому
Мудрый поэт мегрел.
Люди, уймите злобу,
В души добро посейте!
Люди, снимите пальцы
С несущего смерть курка.

И помолитесь Богу,
Просто, как сами сумеете.
Скажите – дай, Боже, МИРА
«И НЕ ЗАБУДЬ ПРО МЕНЯ!»...
Т. Артамонова
avatar
40
Что б люди в тягостной страде
Смогли б в народ объединиться,
Большой беде в родной стране,
Быть может, надобно случиться.
Т. А.
avatar
43
Нет сомнения! Булат Шалвович Окуджава велик и честен и никакие "ультра патриоты" не запятнают ни его чести ни его светлой памяти! Эмиль Коган
avatar
45
Уважаемая gloО8! Так вы не читали повесть Л. Толстого "Казаки"? Прочитайте. А кроме того, знайте, что Булат Окуджава был не русским по национальности, но русским советским поэтом.
avatar
46
Русский Исход
Припомнив древний опыт Моисея,
Иосиф повторил эксперимент:
Вел в Коммунизм народ свой, не жалея,
Чтоб вымер по пути... интеллигент.

Он приучал народ жить не по совести -
Настроить уши и задраить рот.
Ведь для него все умники с достоинством
Опасней, чем послушный идиот.

От каждого получим по способности!
Кто в Космос полетит, а кто с метлой...
Зато получит каждый по потребности!
И каждый будет счастлив, Боже Мой!!!!!!

И будет процветать мое Отечество!
Но у идеи есть один изъян –
Не выродись при этом человечество
В лесных своих собратьев - обезьян!
Тамара Артамонова 11.2019


Мы уважаем Ваше мнение, но оставляем за собой право не публиковать Ваш комментарий.
avatar
Подписка



Поиск


Архивы
Архив 2011-2024
Архив рассылки

Мы в Фейсбук


Нажмите "Нравится", чтобы следить за новыми материалами.

www.NewRezume.org © 2011-2024
Администратор
a1@newrezume.org
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Сайт содержит материалы (18+)
Правообладателям | Политика конфидециальности | Вход